
Duis aute irure dolor reprehenderit
Текстология Кстати, текстология А. Е. Крылова использована во многих массовых изданиях поэта, но, увы, далеко не всегда со ссылками на двухтомник как на источник текста. Впрочем, отсчёт надо вести даже с несколько более раннего времени. Первое крупное научное событие произошло ещё в 1988 году, когда страна широко отмечала пятидесятилетие барда. Это была конференция «Поэзия и правда Владимира Высоцкого», прошедшая в феврале в Воронежском госуниверситете вопреки ослабевавшему сопротивлению консервативной части местного руководства и преподавательского состава. Нужно сказать, что полноценному восприятию творчества Высоцкого мешали не только идеологические, но и эстетические причины: образ «хрипатого» барда не укладывался в привычное представление о поэте, тематика его творчества многим казалась не свойственной настоящей поэзии. При жизни Высоцкого далеко не каждый слушатель (а читателей у него по понятным причинам не было) мог оценить его творчество как явление большого искусства. Спустя два года материалы конференции были опубликованы в сборнике, вышедшем в издательстве того же вуза9. Ныне этот сборник воспринимается как своеобразный «прогноз» дальнейшего развития высоцковедения: там были заявлены важнейшие направления его. Во-первых, это работы общего характера, нацеленные на выявление основных координат поэтического мира художника. Здесь нужно назвать прежде всего статью А. В. Скобелева и С. М. Шаулова «Концепция человека и мира (Этика и эстетика Владимира Высоцкого)» (ограничиваемся упоминанием этой работы, ибо ниже скажем о статье соавторов, в которой положения статьи будут развиты подробнее), а также исследование О. А. Бердниковой и Е. Г. Мущенко о теме судьбы в поэзии Высоцкого. Говоря об искусственных идеологических и нравственных ограничениях эпохи Высоцкого и отдавая дань естественной для перестроечной поры публицистичности («Главная беда наша в последние десять - пятнадцать лет...» и т. д.), соавторы статьи показывают, что «через братство избранных, которое может разрастись до народа, намечен в поэзии Высоцкого путь возвращения судьбы человеческой в судьбу народную» (с. 64). «Но начинает это движение, - продолжают О. А. Бердникова и Е. Г.