Английский язык для начинающих. Урок 21

Предыдущий урок

Урок 21


 Абсолютная форма притяжательных местоимений


Теперь повторим материал предыдущего урока при помощи следующих предложений:

This is my sister. I love her.

Это моя сестра. Я люблю её.

This is my brother. I love him.

Это мой брат. Я люблю его.

These are my friends. I love them.

Это мои друзья. Я люблю их.

I love you.

Я люблю тебя (вас).

She loves me.

Она любит меня.

Повторим повелительное наклонение. Вспомните, если говорящий обращается к собеседнику с приказом или просьбой совершить действие, то он употребляет глагол в форме повелительного наклонения.

Go home.Иди(те ) домой!

to go homeидти домой

Put your case here.Поставь(me) чемодан здесь!

to put [put] класть, ставить

Give me a cup of milk. Дай(me) мне чашку молока!

to give [giv] давать

milk [milk] молоко

Give him a ticket to Moscow. — Дай(те) ему билет в Москву!

ticket [‘tikit] билет

Moscow [‘m?skou] Москва

Show her a red dress. — Покажи(me) ей красное платье!

to show [?оu] показывать

Show us the way to the market.Покажи (me ) нам дорогу к рынку.

way [wei] дорога, путь

market [‘ma:kit ] рынок

Send them a telegram. — Отправь(me) им телеграмму.

to send [send] посылать, отправлять

И ещё несколько предложений:

This is my book. Give it to me.

Это моя книга. Отдай (те) её мне.

These are my books. Give them to me.

Это мои книги. Отдай(те) их мне.

Во всех предыдущих предложениях форма повелительного наклонения имеет значение 2-го лица.

Если же говорящий приглашает собеседника совершить действие совместно, он употребляет форму повелительного наклонения 1-го лица множественного числа:

Пойдёмте домой. Давайте читать этот текст. Давайте купим этот зонт.

В английском языке подобные предложения строятся с помощью повелительной формы глагола to let [let] (позволять, пускать) в сочетании с местоимением us и инфинитивом смыслового глагола без частицы to:

Let us go home.

Пойдёмте домой (или: Давайте пойдём домой.)

Обычно употребляется сокращённая форма: Let us = Let’s.

Let’s go home. — Пойдёмте домой.

Let’s read this text.Давайте читать этот текст.

Let’s buy this umbrella.Давайте купим этот зонт.

to buy [bai] покупать

umbrella [?m’bгеl?] зонт

Сравните:

Buy this umbrella for me.Купи этот зонт для меня.

for [f?:] для

А вот в следующих предложениях глагол let в сочетании с местоимениями him, her или them и инфинитивом смыслового глагола без частицы to выражает побуждение к действию, обращённое к 3-му лицу единственного или множественного числа:

Let him read this text.Пусть он читает этот текст.

Let her read this text.Пусть она читает этот текст.

Let them read this text.Пусть они читают этот текст.

Глагол let вместе с местоимением me и инфинитивом смыслового глагола (без to) служат для того, чтобы попросить разрешение:

Let me read this text. — Разрешите мне прочитать этот текст.

В конце урока мы ещё вернёмся ко всем формам повелительного наклонения английского глагола.

А теперь поговорим об английских притяжательных местоимениях.

This is my book.Это моя книга.

This is vour case.Это твой чемодан.

These are his sisters.Это его сёстры.

This is her father.Это её отец.

This is our house.Это наш дом.

These are vour friends.Это ваши друзья.

This is their child.Это их ребёнок.

Эти слова вы уже хорошо знаете, но дело в том, что в английском языке есть две формы притяжательных местоимений — простая и абсолютная.

Личные местоимения Притяжательные местоимения
Простая форма Абсолютная форма
I [ai] my (pen) [mai] mine [main]
You [ju:] your (pen) [j?:] yours [j?:z]
Не [hi:] his (pen) [hiz] his [hiz]
She [?i:] her (pen) [h?:] hers [h?:z]
It [it] its [its] its [its]
We [wi:] our (pens) [‘аu?] ours [‘au?z]
You [ju:] your (pens) [j?:] yours [j?:z]
They [?ei] their (pens) [?е?] theirs [?e?z]

Различие между двумя формами английских притяжательных местоимений заключается вот в чём. Местоимение в простой форме всегда стоит перед существительным; а местоимение в абсолютной форме употребляется самостоятельно:

Your pen is bad. Take mine.Твоя ручка плохая. Возьми мою.

bad [b?d] плохой

Во втором предложении употреблена абсолютная форма притяжательного местоимения (mine), хотя можно было бы употребить и простую форму, т. е. сказать: Take my реп.

Получается, мы использовали абсолютную форму притяжательного местоимения для того, чтобы не повторять ранее употреблённое существительное (реn).

Это и является главной функцией английских притяжательных местоимений в абсолютной форме: они употребляются при сравнении во избежание повторения ранее употреблённого существительного. В следующем примере и в первом, и во втором предложениях будут употреблены притяжательные местоимения в простой форме:

My room is small. Your room is large.

Моя комната маленькая. Твоя комната большая.

room [rum] комната

small [sm?:l] маленький (синоним слова little)


Синоним — слово, совпадающее по значению с другим словом


large [la:d?] большой (синоним слова big)

А теперь тот же пример, вот только во втором предложении мы используем притяжательное местоимение в абсолютной форме. Это позволит нам не повторять упоминавшееся в первом предложении существительное (room):

My room is small. Yours is large.

Моя комната маленькая. Твоя — большая.

Ещё несколько примеров:

Our books are in the bookcase and theirs are on the shelves.

Наши книги в книжном шкафу, а их — на полке.

bookcase [‘bukkeis] книжный шкаф

and [?nd] и

shelf [?elf] полка *


* Английские существительные, оканчивающиеся в единственном числе на -f, во множественном числе меняют, как правило, f на v и принимают окончание -es, которое произносится как [z].

Полная информация о всех случаях нестандартного образования формы множественного числа английскими существительными дана в дополнительном материале этого урока.


Whose pencil is this? — It’s hers.

Чей это карандаш? — Её.

whose [hu:z] чей (чья, чьё, чьи)

Whose books are these? — They are ours.

Чьи это книги? — Они наши.

Your mother is at work, mine is at home.

Твоя мама на работе, моя — дома.

Обратите внимание на употребление абсолютной формы английских притяжательных местоимений в следующих предложениях:

Не is a friend of mine. Он мой друг.

То же самое можно сказать проще, используя простую форму притяжательного местоимения:

Не is friend.Он мой друг.

This doctor is a friend of ours. (This doctor is our friend.) Этот доктор наш друг.

A father of theirs is in Kiev now. (Their father is in Kiev now.) — Их отец сейчас в Киеве.

now [nau] теперь, сейчас (ставится в конце или в начале предложения)

И в завершение урока прочитайте предложения с несколькими английскими глаголами.

to look [luk] смотреть

Обратите внимание на то, как разные предлоги изменяют значение этого глагола:

to look atсмотреть на

to look for — искать (соответствующий русский глагол употребляется без предлога)

I am looking at Mary’s house.

Я смотрю на дом Мэри.

I am looking for Mary’s house.

Я ищу дом Мэри.

Look at me!

Посмотри на меня!

Look for my gloves, please.

Поищи(me) мои перчатки, пожалуйста.

glove [gl?v] перчатка

Следующие английские глаголы присоединяют дополнение с помощью предлогов, в то время как соответствующие им русские глаголы требуют прямого дополнения:

to listen to [lisn] слушать

to wait for [weit] ожидать

Вспомните, прямое дополнение присоединяется к глаголу без предлога (в русском языке прямые дополнения выражаются существительными в винительном падеже — кого? что?).

А теперь с помощью этих глаголов мы повторим грамматические времена Present Indefinite и Present Continuous, а также все формы повелительного наклонения.

I like to listen to music.

Я люблю слушать музыку.

music [‘mju:zik] музыка

like toPresent Indefinite глагола to like to

listen (to) — неопределённая форма (Infinitive [in’finitiv])

My brother listens to music every day.

Мой брат слушает музыку каждый день.

listens (to)Present Indefinite глагола to listen (to)

She always waits for me near my house.

Она всегда ждёт меня возле моего дома.

always [‘?:lw?z] всегда (ставится перед глаголом)

waits (for) Present Indefinite глагола to wait (for)

We are listening to our teacher.

Мы слушаем нашего учителя.

teacher [‘ti:t??| учитель

are listening (to)Present Continuous глагола to listen (to)

I am waiting for my parents.

Я жду своих родителей.

parents [‘ pear?nts] родители

am waiting (for)Present Continuous глагола to wait (for)

С помощью этих же глаголов повторим формы повелительного наклонения:

1) форма повелительного наклонения, обращённая ко 2-му лицу единственного и множественного числа:

Listen!Послушай(те)!

Wait!Подожди(те)!

Listen to me.Послушай(те) меня.

Wait for me.Подожди(те) меня.

2) форма повелительного наклонения, обращённая к 1-му лицу единственного и множественного числа:

Let’s listen to music. — Давай послушаем музыку.

Let’s wait for John. — Давай подождём Джона.

John [d??n] Джон

Let me listen to music. — Разрешите мне послушать музыку.

Let me wait here.Разрешите подождать здесь.

3) форма повелительного наклонения, обращённая к 3-му лицу единственного и множественного числа:

Let him listen to Mary.Пусть он послушает Мэри.

Let her wait here.Пусть она подождёт здесь.

Let them wait in this room.Пусть они подождут в этой комнате.

Прочитайте и переведите на русский язык.

1. Write this sentence. Let me write a note to John.

sentence [‘sent?ns] предложение

note [nout] записка

Let’s write a letter to John. Let him write an article. Let them write a dictation.

article [‘a:tikl] статья

dictation [dik’tei?n] диктант

2. Your coat is red, mine is brown.

coat [kout] пальто

brown [braun] коричневый

My gloves are old, yours are new. His brother is a student, hers is a driver.

glove [gl?v] перчатка

old [ould] старый

new [nju:] новый

driver [‘draiv?] шофёр

Our children are at home, theirs are at school. Their dog is wicked, ours is kind.

wicked [‘wikid] злой

kind [kaind] добрый

3. He is looking at Mary. He always looks at her.

Pete is looking for his pen under the desk. He often looks for his pens under the desk. Look at me. Look at her. Look at Pete.

Pete [pi:t] Пит

under [‘?nd?] под

often [?fn] часто

4. Listen to my new poem. Listen to me attentively.

poem [‘pouim] стихотворение

attentive [?’tentiv] внимательный

attentively [?’tentivli] внимательно

Let’s listen to Pete’s new poem. We like to listen to his poems. We listen to Pete’s poems every day. We are listening to him.

5. Pete is here. He is waiting for you. He often waits for you here. Wait for us!

Let’s wait for Pete. Let them wait for us.

Проверьте себя

1. Haпишите это предложение. Разрешите мне написать записку Джону.

Давай напишем письмо Джону. Пусть он напишет статью. Пусть они напишут диктант.

2. Твоё пальто красное, моё — коричневое.

Мои перчатки старые, твои — новые. Его брат студент, её -шофёр.

Наши дети дома, их — в школе. Их собака злая, наша — добрая.

3. Он смотрит на Мэри. Он всегда смотрит на неё.

Пит ищет свою ручку под партой. Он часто ищет свои ручки под партой. Посмотри на меня. Посмотри на неё. Посмотри на Пита.

4. Послушайте моё новое стихотворение. Слушай меня внимательно.

Давайте послушаем новое стихотворение Пита. Мы любим слушать его стихи.

Мы слушаем стихи Пита каждый день. Мы слушаем его.

5. Пётр здесь. Он ожидает вас. Он часто ждет вас здесь. Подождите нас!

Давайте подождем Петра. Пусть они подождут нас.

Домашнее задание

Переведите на английский язык.

1. Дайте мне билет до Парижа.

ticket [‘tikit] билет

Paris [‘p?ris] Париж

2. Дайте нам два билета в Лондон.

London [‘l?d?n] Лондон

3. Купи мне эти перчатки.

to buy [bai] купить, покупать

4. Давай купим эти перчатки.

glove [gl?v] перчатка

5. Сходи в магазин.

to go to the shop — идти в магазин

6. Давай сходим в магазин.

7. Пусть он сходит в магазин.

8. Подожди меня возле дома.

9. Посмотри. Он опять ждёт тебя.

again [?’gеn] опять, снова (в конце предложения)


Дополнительный грамматический материал

Как правило, множественное число имён существительных образуется прибавлением окончания -s или -es к форме единственного числа.

Некоторые группы существительных имеют свои особенности:

1. Существительные, оканчивающиеся на с предшествующей согласной, во множественном числе меняют у наi- и принимают окончание -es [iz]:

family — families семья — семьи

city — cities город — города

Если букве у предшествует гласная, то при образовании множественного числа буква у сохраняется:  day — days день — дни

2. Существительные, оканчивающиеся в единственном числе на -f или -fe, во множественном числе меняют, как правило,-v- на и и принимают окончание -(e)s, которое произносится [z]:

wife женаwives жёны

knives ножиknife нож

Исключения:

a roof — roofs крыша — крыши

a chief — chiefs начальник — начальники

Суффикс множественного числа произносится:

а) как [s] после глухих согласных, кроме [s], [?], [t]:

hats [h?ts] — шляпы

roofs [ru:fs] — крыши

б) как [z] после звонких согласных и гласных, кроме [z], [?], [d?]:

days [deiz] — дни

dogs [d?gz] — собаки

seas [si:z] — моря

в) как [iz] после шипящих и свистящих звуков [s], [z], [?], [t?], [?]

classes [‘kla:siz] — классы

pages [‘peid?iz] — страницы

Несколько существительных образуют множественное число путём изменения корневой гласной и другими способами; их следует запомнить:

a man [m?n] человек, мужчина — men [men]  люди, мужчины

a woman [‘wum?n] женщина — women [‘wimin] женщины

a child [t?aild] ребёнок — children [t?ildr?n] дети

a tooth [tu:?] зуб — teeth [ti:?] зубы

a goose [gu:s] гусь — geese [gi:s] гуси

a mouse [maus] мышь — mice [mais] мыши

a sheep [?i:p] овца — sheep [?i:p] овцы

deer [di?] олени — a deer [di?] олень

an ox [oks] бык — oxen [‘oks?n] быки

Обратите внимание на слова a sheep и a deer, у которых совпадают формы единственного и множественного чисел.

Следующие существительные употребляются только во множественном числе:

spectacles [‘spekt?klz] — очки

trousers [‘trauz?z] — брюки

scissors [‘siz?z] — ножницы

clothes [klou?z] — одежда

contents [‘k?ntents] — содержание

savings [‘seivi?z] — сбережения

He имеют множественного числа существительные, обозначающие неисчисляемые предметы — названия веществ и абстрактные понятия:

water [‘w?:t?] — вода

tea [ti:] — чай

air [е?] — воздух

love [I?v] — любовь

strength [stre??] — сила


Следующий урок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here